| ДЕБЮТНЫЕ РАБОТЫ
Никитина Ю.Н. Доверие как элемент структуры рынка страхования жизни Автор
обращается к анализу форм и роли доверия в структуре рынка услуг
страхования жизни. Именно на этом рынке роль доверия наиболее заметна.
Ведь мы доверяем страховой компании не просто деньги, но и собственную
жизнь. Возникает вопрос: сколь велико должно быть доверие покупателя
услуги страхования жизни по отношению к страховщику? Исследование
выполнено на основе экспертного опроса и данных R-TGI. Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 1. С. 53-75.
Александрова Е.С. Принципы
ценообразования в медицине: попытка социологического анализа на примере
неформальных денежных платежей в государственной стоматологии г. Москвы Проблематизируется
вопрос о том, насколько правомерно социология рынков обходит своим
исследовательским вниманием процесс ценообразования -ключевой для
любого рынка. На примере стоимости неформальных медицинских услуг
предпринимается попытка разобраться в том, каким образом в реальной
рыночной практике формируется цена. Действительно ли ценовое поведение
рыночных агентов направляется лишь осознанным стремлением к покрытию
издержек и увеличению дохода от своей профессиональной деятельности,
или же за этим поведением стоят и другие факторы - ценности, нормы,
традиции, социальные представления, аффекты? В поисках ответа на этот
вопрос формулируется цель исследования: выявление принципов,
руководствуясь которыми работающие в государственных поликлиниках
Москвы врачи-стоматологи определяют размер неформального платежа для
каждого конкретного пациента. Эмпирической базой исследования являются
результаты глубинных интервью с бюджетными стоматологами, оказывающими
неформально оплачиваемые услуги, а также количественная информация о
пациентах (их социальных, демографических, клинических характеристиках
и стоимости их лечения), полученная в результате 30-дневного
"самонаблюдения", на которое согласились три практикующих в
государственных поликлиниках Москвы стоматолога. Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 5. С. 70-89.
Варзакова А. Сетевые отношения между конкурентами
(на примере рынка радиорекламы Москвы) Автор
обращается к проблеме существования между одними и теми же участниками
рынка, казалось бы, взаимоисключающих отношений: конкуренции и
сотрудничества. Объект исследования – рынок радиорекламы г. Москвы,
понимаемый как рынок, основным товаром на котором является возможность
донесения коммерческой информации до целевой аудитории рекламодателей.
Предмет исследования – сетевые взаимодействия между участниками рынка
радиорекламы г. Москвы, в частности между конкурентами. Исследование
построено на материалах экспертного опроса и опубликованных интервью и
выступлениях сотрудников рекламных агентств и коммерческих отделов
радиостанций.
Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 4. С. 79-96.
Гладникова Е.В, Особенности ценностно-мотивационной структуры мужчин и женщин в сфере труда и занятости В
недавнем прошлом в России произошли кардинальные перемены, затронувшие
жизнь всего общества, в том числе мы наблюдали значительные
трансформации в сфере занятости. Автор рассмотривает один из аспектов,
касающихся области труда и занятости, – ценностно-мотивационную
структуру, и в частности гендерные различия в мотивах и ценностях, а
также произошедшие изменения в данной сфере начиная с 1990-х годов. По
мнению автора, в этой сфере наблюдаются два противоположных процесса. С
одной стороны, под влиянием перемен во всем российском обществе
происходит смещение трудовых мотивов и ценностей. С другой стороны, под
влиянием мощной инерции воспроизводятся традиционные трудовые
установки. В работе предпринимается попытка выявить основные
направления изменений в данной сфере, а также зафиксировать сохранение
традиционных установок. Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 3. С. 69-78.
Лаврусевич П.Е. Социальные сети в стратегиях трудоустройства на российском рынке труда Цель
данной работы состоит в том, чтобы проанализировать стратегии
трудоустройства на российском рынке труда в разрезе обращений к
социальным сетям как каналу трудоустройства, т.е. рассмотреть, как
стратегии поиска работы конституируются вокруг социальных сетей. В
качестве информационной базы выбраны 9–13 волны Российского мониторинга
экономического положения и здоровья населения (1998–2004 гг.). Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 2. С. 74-85.
Юдин Г.Б. Миро-системный подход к марксистскому анализу социальной стратификации В
статье рассмотриваются работы, которые можно считать связующим звеном
между идеями Маркса и миро-системной теорией. Выделяются некоторые
компоненты последней, формирующие новый взгляд на социальную
стратификацию. Рассмотриваются преимущества, которые дает такой взгляд,
и указывается на некоторые проблемы, связанные с его принятием. Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 1. С. 92-110.
Головляницина Е.Б. Стратификационные категории в массовой прессе в 1995–2003 гг. Публикуется
сокращенный вариант дипломной магистерской работы, посвященной проблеме
артикуляции стратификационных категорий в массовой прессе в 1995–2003
гг. В работе анализируется использование разных категорий в научных
социологических работах и средствах массовой коммуникации. Осуществлен
анализ частоты употребления этих категорий и вкладываемых в них
значений, в том числе, с использованием электронной базы «Интегрум».
Автору удалось удачно совместить стратификационные и идеологические
ракурсы исследования. В результате получено множество интересных
наблюдений, касающихся использования (или не использования)
определенных терминов в разного типа источниках. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5. С. 69-107.
Зуева Д.С. Сетевой маркетинг как нетрадиционная форма хозяйственной организации Сетевой
маркетинг – это способ продажи товара при помощи совокупности
распространителей (дистрибьюторов), которые связаны друг с другом и
работают по определенным правилам, заданным компанией. В данной работе
сетевой маркетинг рассматривается как организация с особыми формальными
и неформальными правилами и некоторым механизмом контроля за их
выполнением. Автор сравнивает сетевой маркетинг с другими
организационными логиками, в том числе классической бюрократической
организацией; анализирует институциональную структуру сетевого
маркетинга; описывает процесс формирования сетевой организации и роль
социального капитала в ней; обсуждаются вопросы конкуренции в сетевой
компании. Эмпирическая база исследования включает 17 интервью с людьми,
занятыми в сфере сетевого маркетинга, обзор материалов
специализированных Интернет-форумов, где общаются члены различных
организаций сетевого маркетинга, а также форумов по поиску работы. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 4. С. 67-92.
Смирнова Н.И. Организационная культура промышленных предприятий:
исследование немецкого строительного концерна
Цель исследования - показать процесс возникновения и
воспроизводства организационной культуры, трактуемой с позиции
социального конструктивизма: как определенная система смыслов,
возникающая в связи с интерпретацией организационных символов
участниками организации (группы). Для реализации этой цели внимание
было сосредоточено на эмпирическом примере социализации новичков на
предприятии. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 70-88.
Титаев К.Д. Почем экзамен для народа? Этюд о коррупции в высшем образовании Первая
часть работы посвящена описанию «врастания» коррупционных механизмов в
систему высшего образования. Вторая часть построена на количественных
данных (опрос в г. Иркутске) и имеет целью показать масштабы
коррупционных интеракций в современном высшем образовании. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 2. С. 69-82.
Демьянова А.А. Факторы и типы потребления алкоголя и табака в России Цель
работы – изучение типов потребления алкоголя и табака в России и
факторов, оказывающих на него влияние. В частности, рассматриваются
следующие факторы: пол; возраст; установки в отношении гендерных ролей;
доход; оптимистичность в отношении материального положения и уровня
жизни в будущем; образование; самооценка, уважение со стороны
окружающих; профессиональный уровень; общая удовлетворенность жизнью в
целом и материальным положением в частности; занятость, количество
рабочих часов в неделю; принадлежность к рабочему классу;
религиозность, вера; исповедание ислама; семейное положение;
потребление алкоголя супругом; потребление сигарет респондентом;
количество детей; регион проживания; тип населенного пункта.
Исследование выполнено на основе данных 9-й волны РМЭЗ. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 1. С. 78-94.
Бурчилина Н.В. К вопросу о деловой культуре: российская специфика
становления предпринимательских кругов (на примере
деловых практик московской строительной фирмы)
Работа подготовлена студенткой ГУ-ВШЭ по материалам
исследования, выполненного в апреле – мае 2003 г. в рамках практикума
по экономической социологии. Она представляет собой попытку посмотреть
на трансформацию деловой культуры с точки зрения того, насколько
устоялись круги, на которых эта культура базируется. Под понятием круга
предпринимателей в данной работе имеются в виду не связи между
партнерами, а совокупность людей, работающих на одном рынке и
конкурирующих между собой. И в этом смысле предметом анализа является
то, каким образом конкуренция формирует и «закрывает» эти круги. Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 5. С. 74-82.
Антонченкова С.В. Гендерное неравенство на рынке труда в России Цель
работы – анализ существующей на рынке труда в России ситуации,
связанной с гендерным неравенством. Объект исследования – все
работающее население Российской Федерации. Предметом исследования
является гендерное неравенство, в частности, изучались такие его виды,
как сегрегация и дискриминация на рынке труда. Анализ выполнен на
основе данных Госкомстата России и РМЭЗ. Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 4. С. 72-95.
Безрукова О.Н. Сеть как условие экономического действия Целью
данной работы является анализ концептуальной схемы, используемой в
рамках сетевого подхода. Сначала рассматривается многообразие понятия
«сеть», объединяющего широкий круг экономических и неэкономических
процессов. Основное внимание при этом уделено специфике
социологического подхода. Затем выделяются сущностные характеристики
сетевых структур и их основные типы. Далее автор излагает собственное
видение природы сетей и механизма их формирования, предпримается
попытка разграничить особенности сетевых и институциональных структур,
а также основные принципы «работы» сетей и их функции. В заключении
кратко описываются результаты эмпирических исследований, в которых
приводится анализ конкретных явлений с позиций сетевого подхода. На
основе этого автор пытается выделить основные достоинства и недостатки
последнего как самостоятельного инструмента анализа.
Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 3. С. 78-93.
Костырко А.А. Влияние реформы жилищно-коммунального хозяйства на потребительские
и трудовые стратегии бедных России
В работе рассматривается изменение трудового и потребительского
поведения бедных России в условиях отмены льгот на оплату жилья,
жилищно-коммунальных услуг и одновременного роста тарифов на оплату
жилищно-коммунальных услуг. Автор использует следующие источники
эмпирических данных: Российский мониторинг экономического положения и
здоровья населения (2001 г.); Мониторинг ВЦИОМ (2000-2001 гг.);
материалы Госкомстата РФ (2000-2001 гг.); данные Независимого института
социальной политики по реформе ЖКХ, рассчитанные на основе базы данных
РМЭЗ в рамках проекта по заказу РАО «ЕЭС России». Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 2. С. 76-125.
Фирсова Н.Ю. Нематериальные факторы инновационной деятельности Цель
исследования – определить наличие и характер связи между
инновационностью в повседневной жизни (на примере практик в сфере
досуга и потребления), с одной стороны, и рядом индивидуальных
характеристик и характеристик домохозяйства, с другой. Выявлена
взаимосвязь между инновационностью индивида и инновационностью
домохозяйства, к которому он принадлежит, проанализирована связь
инновационных практик с доходом, возрастом, гендером, формой семьи,
образованием, местом проживания (столица – провинция). Эмпирическая
база исследования – репрезентативный для России в целом и для населения
областных городов массив, собранный в рамках проекта «Экономические и
социальные стратегии среднего класса» в ноябре 2000 г. Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 1. С. 82-93.
Ольбикова Е.И. Влияние образовательных различий на характер трудовой мобильности работников (на российском рынке труда) Основная
цель работы – выявить влияние уровня образования на характер
межфирменной трудовой мобильности работников. Базовое предположение
заключалось в том, что уровень образования существенным образом влияет
на сегментацию на рынке труда, следовательно, образование также должно
влиять и на характер трудовой мобильности. Однако анализ данных РМЭЗ
дает достаточно противоречивую картину: с одной стороны, уровень
образования действительно определяет шансы попадания в группу
безработных или экономически неактивных. С другой стороны, уровень
образования влиет на склонность к межфирменной трудовой мобильности
только в подгруппе мужчин от 22 до 45 лет. Более того, восходящую
мобильность в отношении оплаты труда за исследованный период совершили
также только мобильные мужчины – при этом уровень образования не
определял шансы на повышение оплаты труда. Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 5. С. 72-94.
Метельская Е.А. Влияние неопределенности дохода на на принятие решения о покупке или аренде жилья Автор
обращается к анализу влияния неопределенности дохода на выбор индивидом
определенной жизненной стратегии на примере принятия решения о покупке
на заемные средства или аренде жилья. Утверждается, что выбор того или
иного решения в данном случае связан с общими принципами поведения, с
выбором вектора профессионального, эмоционального, личностного и
другого развития. Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 4. С. 79-99.
Вахштайн В.С. Резидентность как фактор социальной стратификации Целью
исследования является изучение влияния резидентных различий на
стратификацию в сообществах микро-, мезо- и макроуровня: от малой
социальной группы до социума. Автор доказывает, что неравенство в
сроках проживания как фактор социальной стратификации независимо от
уровня проявления (малая группа, организация, город, собственно
социетальный уровень) обладает рядом специфических особенностей.
Возникновение резидентности всегда предполагает наличие некого пространства взаимодействия (территории) и процессов миграции.
В различных сообществах резидентальная стратификационная система
проходит одни и те же этапы становления. Резидентность опирается на "ресурсные" и "ценностные"
основания, а также на формальные и неформальные институты, закрепляющие
существующее резидентальное неравенство. По мнению автора, все это
позволяет говорить о целесообразности изучения резидентности как
относительно устойчивого фактора стратификации и ее влияния на
стратификационную мозаику. Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 3. С. 120-135.
Шанкина А.Ю. Market research: вчера, сегодня, завтра. В
работе рассматривается прошлое, настоящее и будущее маркетинговых
исследований. Проблематизируется сам термин "market research". Явление
потребления автор встраивает в рамки культурно-исторического и
философского анализа. Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 88-101.
Куракин А.А. Анализ понятия социально-экономического уклада В
работе рассматривается возможность изучения хозяйственной жизни при
помощи понятия "социально-экономический уклад". Основной тезис
заключается в том, что социально-экономический уклад - это не
самостоятельная теория, а продолжение других социологических теорий.
Любая теория представляет собой аналитический блок понятий. Концепция
уклада предполагает выделение ряда производных аналитических блоков из
базисного теоретического блока. Утверждается, что концепция уклада
может быть применена к любым социологическим теориям. В качестве
примера на базе работ Флигстина, Бурдье, Поланьи и Чаянова построена
схема конструирования социально-экономического уклада. Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 1. С. 81-104.
Заиченко С.А. Занятость в Интернет: нетипичные свойства и новые подходы к изучению В
работе анализируются различные подходы к интернет-занятости.
Отталкиваясь от концепции "новой экономики", автор предпринимает
попытку рассмотреть занятость в Интернет с позиций сетевого подхода и
концепции сильных и слабых связей. В работе исследуются формы занятости
в Интернет, социальные и профессиональные характеристики занятых в
Интернет. Очерчиваются границы интернет-занятости, анализируется
соотношение внутреннего и внешнего рынков труда в Интернет. Автор
делает вывод о том, что интернет-занятость - развивающееся явление, и
предлагает пути ее дальнейшего изучения. Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 93-110.
Пешняк А.В. Идеологическая составляющая документов реформирования РАО «ЕЭС
России» как способ координации и продвижения интересов Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 96-125.
Алексеев В.В. Агрессивный менеджмент: практика утилитарной этики В
статье рассматриваются социальные условия, способствующие формированию
и проявлению агрессивных управленческих практик в современном
российском бизнесе. Анализ основан на исследованиях в сфере малого и
среднего предпринимательства, проводившихся отечественными социологами
в 1990-е гг., а также на эмпирическом исследовании двух московских фирм
весной 2001 г. Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 79-101.
Скурятина Е. Сберегательные стратегии населения: основные понятия и операционализация В
эссе рассматриваются основные подходы к объяснению сберегательного
поведения, центральная часть эссе посвящена стратегическому подходу.
Вначале делается попытка т еоретически определить "сберегательную
стратегию", а затем - операционализировать это понятие на эмпирическом
уровне. Особое внимание будет уделено проблемам и ограничениям при
использовании данного подхода. Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. С. 82-91.
Коршунова Е.А. Корпорация и корпоративная солидарность: традиции, подходы, российская действительность В
работе выполнен историко-социологический анализ понятия «корпорация»:
исследуется его происхождение, выделяются основные традиции его
использования (традиция, идущая от Э.Дюркгейма, и «экономическая»
традиция, подразделяющаяся на европейскую и японскую). Предпринимается
попытка эмпирического исследования корпоративной солидарности в
контексте современной России (case study завода в г. Нижний Новгород).
Показывается, что современная российская корпорация сочетает в себе обе
названные традиции. Корпорация в представлении индивидов обладает
характеристикой целостности, надындивидуальности, выступая для
индивидов как ориентир/референтная группа, членами которого они
одновременно являются сами. Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 1. С. 87-110.
Трусова А. И. Динамика среднего класса в России 1990-х гг. В
основу работы положена посылка о существовании в российском обществе
одновременно нескольких "средних классов". Используя три критерия
идентификации среднего класса (материальное положение,
профессионально-квалификационный фактор и самоидентификацию), автор
выделяет "ядро" (социальную группу, обладающую базовыми признаками
среднего класса) и "протосредние классы" (носителей одного или
нескольких доминантных признаков), переходя затем к анализу их
мобильности. Публикуемая часть работы посвящена эмпирическому изучению
динамики среднего класса и анализу мобильности выбранных
идентификационных критериев. Анализ выполнен на основе данных RLMS 5-8
раундов (1995-1998). Выявлено, что численность "ядра" среднего класса
менялась на протяжении рассматриваемого периода не более чем на 10%, в
то время как его состав в среднем за год замещался на 62%. Схожая
ситуация наблюдается и в отношении "протосредних классов". В итоге
опровергается гипотеза о стабильности "ядра" среднего класса. Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 5. С. 79-111.
Забаев И.В. Вероисповедание и проблема модернизации
(на примере М. Вебера и С. Булгакова) В
работе рассматриваются взгляды М. Вебера, предложившего метод
исследования того, каким образом вероисповедание могло повлиять на
становление нового типа хозяйства и новой социокультурной системы. Эти
взгляды сопоставляются с тем, как данная тема разрабатывалась в тот же
период в России. Для этой цели выбраны классические работы С.
Булгакова. При сопоставлении этих позиций в качестве "интеллектуального
посредника" выступает К. Маркс, с кем в своих трудах полемизировали оба
автора. В центре работы находятся предложенные классиками варианты
анализа влияния "вероисповедания" на "модернизацию", которая
рассматривается преимущественно в контексте рационализации. Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 4. С. 69-102.
Серикова Т.Л. Неравенство в заработной плате и личные характеристики работников
(анализ экономических и социологических подходов) В
статье рассматриваются преимущества и ограничения экономических
подходов к объяснению различий в заработной плате с точки зрения теории
человеческого капитала (влияние уровня образования, производственного
обучения, профессионального опыта), экономических теорий, касающихся
персональных различий между людьми (неравенство способностей и
возможностей). Также анализируются альтернативные подходы социологов к
решению вопроса о социальном неравенстве и его влиянии на
дифференциацию в заработной плате в зависимости от личных характеристик
работника. Проводится эмпирический анализ изменений ценностных
установок в отношении образования и влияния различий в качестве рабочей
силы на распределение заработков в России на основе результатов
социологического проекта «Стратегии экономического выживания населения
в современной России». Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 3. С. 44-89.
Новикова Е.Г. Идеологическая композиция экономических программ
КПРФ, “Яблока” и “Единства” В
статье представлены результаты анализа экономических программ
политических партий на предмет их идеологической окрашенности. В
качестве аналитического инструмента использовалась “идеальная”
типология из четырех идеологических систем: Консерватизма, Либерализма,
Демократизма и Социализма. С ее помощью анализировались тексты
экономических программ КПРФ, “Яблока” и “Единства”. В результате было
показано, что на программном уровне идеологии воспроизводятся как
“принципиальные” гибриды, оформляясь на основе взаимодействия и
переплетения различных “чистых” идеологий. Кроме этого были выявлены
характерные приемы, которые позволяют совмещать в рамках одного
программного документа принципы соперничающих идеологий, избегая при
этом явных противоречий. В заключительной части статьи внимание
сосредоточено на различиях в идеологическом и лексическом содержании
программ и на способах конструирования идеологем. Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 94-114.
Синявская О.В. Основные факторы воспроизводства
человеческого капитала Работа
посвящена воспроизводству человеческого капитала в системе формального
(школьного) образования. Отправным пунктом исследования стала идея
«социальной укорененности» экономического действия, которая позволила
расширить список факторов, влияющих на различия в объеме человеческого
капитала, за пределы способностей индивида, материального положения его
семьи и социально-экономического статуса родителей. Изучение
теоретических воззрений и вторичный анализ результатов эмпирических
исследований позволил выделить в качестве основных следующие факторы
воспроизводства человеческого капитала: - так называемые
“ограничители”: тип населенного пункта, в том числе степень его
урбанизации, модель образовательной системы ("конкурентная" или
"поощрительная”) и финансовые ресурсы семьи; - факторы, определяющие
успехи и продолжительность в образовании: социальный капитал семьи и
ближайшего окружения (семейной общины, физического соседства,
сверстников и друзей); человеческий капитал родителей; финансовый
капитал семьи; гендерные и этнические различия; тип школы. Дальнейшее
изучение эмпирических источников, но теперь уже российского
происхождения, показало, что в основном эти факторы “работают” и в
России, хотя сила их влияния может отличаться. Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 1. С. 43-87.
Добрякова М.С. Переход
от принудительного труда к наемному труду на угледобывающих шахтах г.
Воркуты в 1950-60-е гг.: изменение статуса работника.
Переплетение социальных и экономических аспектов В статье
рассматривается переход от принудительного труда к наемному труду на
угледобывающих шахтах г.Воркуты (1950-1960-е гг.). В качестве
теоретических основ анализа использованы концепции социального закрытия
и исключения (М.Вебер, Ф.Паркин); статусной
кристаллизации/неконсистентности (Г.Ленски); укорененности
экономических отношений в социальных структурах (М.Грановеттер).
Показывается, как закрытую извне негативно привилегированную группу
заключенных сменила открытая позитивно привилегированная группа
вольнонаемных. Источники данных - архивные материалы г.Сыктывкара и
г.Воркуты. Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 2. С. 54-72.
Экономические детерминанты протестного поведения населения России Статья
посвящена изучению массового протеста населения России: поиску
экономических переменных наиболее сильно связанных с протестной
активностью и выявлению конкретных видов взаимосвязей между ними. В
работе показано, что массовый протест имеет две совершенно независимые
составляющие: с одной стороны, это забастовки на предприятиях, а с
другой - публичные акции протеста, в число которых входят митинги,
манифестации, пикетирования и голодовки. На протяжении трех лет
(1996-98 гг.) довольно четко прослеживается экспоненциальная
зависимость числа участников забастовок от темпов прироста
задолженности. Что касается публичных акций протеста, то число их
участников совершенно не коррелирует ни с одной экономической
переменной. Также были выявлены четыре фактора, являющиеся независимыми
чертами социального поведения населения: конформное поведение,
пассивное недовольство, публичный протест и забастовочный протест. Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 1. С. 48-66. |
|