ДЕБЮТНЫЕ РАБОТЫ

Никитина Ю.Н.
Доверие как элемент структуры рынка страхования жизни
Автор обращается к анализу форм и роли доверия в структуре рынка услуг страхования жизни. Именно на этом рынке роль доверия наиболее заметна. Ведь мы доверяем страховой компании не просто деньги, но и собственную жизнь. Возникает вопрос: сколь велико должно быть доверие покупателя услуги страхования жизни по отношению к страховщику? Исследование выполнено на основе экспертного опроса и данных R-TGI.
Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 1. С. 53-75.

Александрова Е.С.
Принципы ценообразования в медицине: попытка социологического анализа на примере неформальных денежных платежей в государственной стоматологии г. Москвы
Проблематизируется вопрос о том, насколько правомерно социология рынков обходит своим исследовательским вниманием процесс ценообразования -ключевой для любого рынка. На примере стоимости неформальных медицинских услуг предпринимается попытка разобраться в том, каким образом в реальной рыночной практике формируется цена. Действительно ли ценовое поведение рыночных агентов направляется лишь осознанным стремлением к покрытию издержек и увеличению дохода от своей профессиональной деятельности, или же за этим поведением стоят и другие факторы - ценности, нормы, традиции, социальные представления, аффекты? В поисках ответа на этот вопрос формулируется цель исследования: выявление принципов, руководствуясь которыми работающие в государственных поликлиниках Москвы врачи-стоматологи определяют размер неформального платежа для каждого конкретного пациента. Эмпирической базой исследования являются результаты глубинных интервью с бюджетными стоматологами, оказывающими неформально оплачиваемые услуги, а также количественная информация о пациентах (их социальных, демографических, клинических характеристиках и стоимости их лечения), полученная в результате 30-дневного "самонаблюдения", на которое согласились три практикующих в государственных поликлиниках Москвы стоматолога.
Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 5. С. 70-89.

Варзакова А.
Сетевые отношения между конкурентами (на примере рынка радиорекламы Москвы)
Автор обращается к проблеме существования между одними и теми же участниками рынка, казалось бы, взаимоисключающих отношений: конкуренции и сотрудничества. Объект исследования – рынок радиорекламы г. Москвы, понимаемый как рынок, основным товаром на котором является возможность донесения коммерческой информации до целевой аудитории рекламодателей. Предмет исследования – сетевые взаимодействия между участниками рынка радиорекламы г. Москвы, в частности между конкурентами. Исследование построено на материалах экспертного опроса и опубликованных интервью и выступлениях сотрудников рекламных агентств и коммерческих отделов радиостанций.
Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 4. С. 79-96.

Гладникова Е.В,
Особенности ценностно-мотивационной структуры мужчин и женщин в сфере труда и занятости
В недавнем прошлом в России произошли кардинальные перемены, затронувшие жизнь всего общества, в том числе мы наблюдали значительные трансформации в сфере занятости. Автор рассмотривает один из аспектов, касающихся области труда и занятости, – ценностно-мотивационную структуру, и в частности гендерные различия в мотивах и ценностях, а также произошедшие изменения в данной сфере начиная с 1990-х годов. По мнению автора, в этой сфере наблюдаются два противоположных процесса. С одной стороны, под влиянием перемен во всем российском обществе происходит смещение трудовых мотивов и ценностей. С другой стороны, под влиянием мощной инерции воспроизводятся традиционные трудовые установки. В работе предпринимается попытка выявить основные направления изменений в данной сфере, а также зафиксировать сохранение традиционных установок.
Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 3. С. 69-78.

Лаврусевич П.Е.
Социальные сети в стратегиях трудоустройства на российском рынке труда
Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать стратегии трудоустройства на российском рынке труда в разрезе обращений к социальным сетям как каналу трудоустройства, т.е. рассмотреть, как стратегии поиска работы конституируются вокруг социальных сетей. В качестве информационной базы выбраны 9–13 волны Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (1998–2004 гг.).
Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 2. С. 74-85.

Юдин Г.Б.
Миро-системный подход к марксистскому анализу социальной стратификации
В статье рассмотриваются работы, которые можно считать связующим звеном между идеями Маркса и миро-системной теорией. Выделяются некоторые компоненты последней, формирующие новый взгляд на социальную стратификацию. Рассмотриваются преимущества, которые дает такой взгляд, и указывается на некоторые проблемы, связанные с его принятием.
Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 1. С. 92-110.

Головляницина Е.Б.
Стратификационные категории в массовой прессе в 1995–2003 гг.
Публикуется сокращенный вариант дипломной магистерской работы, посвященной проблеме артикуляции стратификационных категорий в массовой прессе в 1995–2003 гг. В работе анализируется использование разных категорий в научных социологических работах и средствах массовой коммуникации. Осуществлен анализ частоты употребления этих категорий и вкладываемых в них значений, в том числе, с использованием электронной базы «Интегрум». Автору удалось удачно совместить стратификационные и идеологические ракурсы исследования. В результате получено множество интересных наблюдений, касающихся использования (или не использования) определенных терминов в разного типа источниках.
Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5. С. 69-107.

Зуева Д.С.
Сетевой маркетинг как нетрадиционная форма хозяйственной организации
Сетевой маркетинг – это способ продажи товара при помощи совокупности распространителей (дистрибьюторов), которые связаны друг с другом и работают по определенным правилам, заданным компанией. В данной работе сетевой маркетинг рассматривается как организация с особыми формальными и неформальными правилами и некоторым механизмом контроля за их выполнением. Автор сравнивает сетевой маркетинг с другими организационными логиками, в том числе классической бюрократической организацией; анализирует институциональную структуру сетевого маркетинга; описывает процесс формирования сетевой организации и роль социального капитала в ней; обсуждаются вопросы конкуренции в сетевой компании. Эмпирическая база исследования включает 17 интервью с людьми, занятыми в сфере сетевого маркетинга, обзор материалов специализированных Интернет-форумов, где общаются члены различных организаций сетевого маркетинга, а также форумов по поиску работы.
Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 4. С. 67-92.

Смирнова Н.И.
Организационная культура промышленных предприятий: исследование немецкого строительного концерна
Цель исследования - показать процесс возникновения и воспроизводства организационной культуры, трактуемой с позиции социального конструктивизма: как определенная система смыслов, возникающая в связи с интерпретацией организационных символов участниками организации (группы). Для реализации этой цели внимание было сосредоточено на эмпирическом примере социализации новичков на предприятии.
Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 70-88.

Титаев К.Д.
Почем экзамен для народа? Этюд о коррупции в высшем образовании
Первая часть работы посвящена описанию «врастания» коррупционных механизмов в систему высшего образования. Вторая часть построена на количественных данных (опрос в г. Иркутске) и имеет целью показать масштабы коррупционных интеракций в современном высшем образовании.
Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 2. С. 69-82.

Демьянова А.А.
Факторы и типы потребления алкоголя и табака в России
Цель работы – изучение типов потребления алкоголя и табака в России и факторов, оказывающих на него влияние. В частности, рассматриваются следующие факторы: пол; возраст; установки в отношении гендерных ролей; доход; оптимистичность в отношении материального положения и уровня жизни в будущем; образование; самооценка, уважение со стороны окружающих; профессиональный уровень; общая удовлетворенность жизнью в целом и материальным положением в частности; занятость, количество рабочих часов в неделю; принадлежность к рабочему классу; религиозность, вера; исповедание ислама; семейное положение; потребление алкоголя супругом; потребление сигарет респондентом; количество детей; регион проживания; тип населенного пункта. Исследование выполнено на основе данных 9-й волны РМЭЗ.
Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 1. С. 78-94.

Бурчилина Н.В.
К вопросу о деловой культуре: российская специфика становления предпринимательских кругов (на примере деловых практик московской строительной фирмы)
Работа подготовлена студенткой ГУ-ВШЭ по материалам исследования, выполненного в апреле – мае 2003 г. в рамках практикума по экономической социологии. Она представляет собой попытку посмотреть на трансформацию деловой культуры с точки зрения того, насколько устоялись круги, на которых эта культура базируется. Под понятием круга предпринимателей в данной работе имеются в виду не связи между партнерами, а совокупность людей, работающих на одном рынке и конкурирующих между собой. И в этом смысле предметом анализа является то, каким образом конкуренция формирует и «закрывает» эти круги.
Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 5. С. 74-82.

Антонченкова С.В.
Гендерное неравенство на рынке труда в России
Цель работы – анализ существующей на рынке труда в России ситуации, связанной с гендерным неравенством. Объект исследования – все работающее население Российской Федерации. Предметом исследования является гендерное неравенство, в частности, изучались такие его виды, как сегрегация и дискриминация на рынке труда. Анализ выполнен на основе данных Госкомстата России и РМЭЗ.
Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 4. С. 72-95.

Безрукова О.Н.
Сеть как условие экономического действия
Целью данной работы является анализ концептуальной схемы, используемой в рамках сетевого подхода. Сначала рассматривается многообразие понятия «сеть», объединяющего широкий круг экономических и неэкономических процессов. Основное внимание при этом уделено специфике социологического подхода. Затем выделяются сущностные характеристики сетевых структур и их основные типы. Далее автор излагает собственное видение природы сетей и механизма их формирования, предпримается попытка разграничить особенности сетевых и институциональных структур, а также основные принципы «работы» сетей и их функции. В заключении кратко описываются результаты эмпирических исследований, в которых приводится анализ конкретных явлений с позиций сетевого подхода. На основе этого автор пытается выделить основные достоинства и недостатки последнего как самостоятельного инструмента анализа.
Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 3. С. 78-93.

Костырко А.А.
Влияние реформы жилищно-коммунального хозяйства на потребительские и трудовые стратегии бедных России
В работе рассматривается изменение трудового и потребительского поведения бедных России в условиях отмены льгот на оплату жилья, жилищно-коммунальных услуг и одновременного роста тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Автор использует следующие источники эмпирических данных: Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (2001 г.); Мониторинг ВЦИОМ (2000-2001 гг.); материалы Госкомстата РФ (2000-2001 гг.); данные Независимого института социальной политики по реформе ЖКХ, рассчитанные на основе базы данных РМЭЗ в рамках проекта по заказу РАО «ЕЭС России».
Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 2. С. 76-125.

Фирсова Н.Ю.
Нематериальные факторы инновационной деятельности
Цель исследования – определить наличие и характер связи между инновационностью в повседневной жизни (на примере практик в сфере досуга и потребления), с одной стороны, и рядом индивидуальных характеристик и характеристик домохозяйства, с другой. Выявлена взаимосвязь между инновационностью индивида и инновационностью домохозяйства, к которому он принадлежит, проанализирована связь инновационных практик с доходом, возрастом, гендером, формой семьи, образованием, местом проживания (столица – провинция). Эмпирическая база исследования – репрезентативный для России в целом и для населения областных городов массив, собранный в рамках проекта «Экономические и социальные стратегии среднего класса» в ноябре 2000 г.
Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 1. С. 82-93.

Ольбикова Е.И.
Влияние образовательных различий на характер трудовой мобильности работников (на российском рынке труда)
Основная цель работы – выявить влияние уровня образования на характер межфирменной трудовой мобильности работников. Базовое предположение заключалось в том, что уровень образования существенным образом влияет на сегментацию на рынке труда, следовательно, образование также должно влиять и на характер трудовой мобильности. Однако анализ данных РМЭЗ дает достаточно противоречивую картину: с одной стороны, уровень образования действительно определяет шансы попадания в группу безработных или экономически неактивных. С другой стороны, уровень образования влиет на склонность к межфирменной трудовой мобильности только в подгруппе мужчин от 22 до 45 лет. Более того, восходящую мобильность в отношении оплаты труда за исследованный период совершили также только мобильные мужчины – при этом уровень образования не определял шансы на повышение оплаты труда.
Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 5. С. 72-94.

Метельская Е.А.
Влияние неопределенности дохода на на принятие решения о покупке или аренде жилья
Автор обращается к анализу влияния неопределенности дохода на выбор индивидом определенной жизненной стратегии на примере принятия решения о покупке на заемные средства или аренде жилья. Утверждается, что выбор того или иного решения в данном случае связан с общими принципами поведения, с выбором вектора профессионального, эмоционального, личностного и другого развития.
Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 4. С. 79-99.

Вахштайн В.С.
Резидентность как фактор социальной стратификации
Целью исследования является изучение влияния резидентных различий на стратификацию в сообществах микро-, мезо- и макроуровня: от малой социальной группы до социума. Автор доказывает, что неравенство в сроках проживания как фактор социальной стратификации независимо от уровня проявления (малая группа, организация, город, собственно социетальный уровень) обладает рядом специфических особенностей. Возникновение резидентности всегда предполагает наличие некого пространства взаимодействия (территории) и процессов миграции. В различных сообществах резидентальная стратификационная система проходит одни и те же этапы становления. Резидентность опирается на "ресурсные" и "ценностные" основания, а также на формальные и неформальные институты, закрепляющие существующее резидентальное неравенство. По мнению автора, все это позволяет говорить о целесообразности изучения резидентности как относительно устойчивого фактора стратификации и ее влияния на стратификационную мозаику.
Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 3. С. 120-135.

Шанкина А.Ю.
Market research: вчера, сегодня, завтра.
В работе рассматривается прошлое, настоящее и будущее маркетинговых исследований. Проблематизируется сам термин "market research". Явление потребления автор встраивает в рамки культурно-исторического и философского анализа.
Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 88-101.

Куракин А.А.
Анализ понятия социально-экономического уклада
В работе рассматривается возможность изучения хозяйственной жизни при помощи понятия "социально-экономический уклад". Основной тезис заключается в том, что социально-экономический уклад - это не самостоятельная теория, а продолжение других социологических теорий. Любая теория представляет собой аналитический блок понятий. Концепция уклада предполагает выделение ряда производных аналитических блоков из базисного теоретического блока. Утверждается, что концепция уклада может быть применена к любым социологическим теориям. В качестве примера на базе работ Флигстина, Бурдье, Поланьи и Чаянова построена схема конструирования социально-экономического уклада.
Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 1. С. 81-104.

Заиченко С.А.
Занятость в Интернет: нетипичные свойства и новые подходы к изучению
В работе анализируются различные подходы к интернет-занятости. Отталкиваясь от концепции "новой экономики", автор предпринимает попытку рассмотреть занятость в Интернет с позиций сетевого подхода и концепции сильных и слабых связей. В работе исследуются формы занятости в Интернет, социальные и профессиональные характеристики занятых в Интернет. Очерчиваются границы интернет-занятости, анализируется соотношение внутреннего и внешнего рынков труда в Интернет. Автор делает вывод о том, что интернет-занятость - развивающееся явление, и предлагает пути ее дальнейшего изучения.
Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 93-110.

Пешняк А.В.
Идеологическая составляющая документов реформирования РАО «ЕЭС России» как способ координации и продвижения интересов
Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 4. С. 96-125.

Алексеев В.В.
Агрессивный менеджмент: практика утилитарной этики
В статье рассматриваются социальные условия, способствующие формированию и проявлению агрессивных управленческих практик в современном российском бизнесе. Анализ основан на исследованиях в сфере малого и среднего предпринимательства, проводившихся отечественными социологами в 1990-е гг., а также на эмпирическом исследовании двух московских фирм весной 2001 г.
Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 79-101.

Скурятина Е.
Сберегательные стратегии населения: основные понятия и операционализация
В эссе рассматриваются основные подходы к объяснению сберегательного поведения, центральная часть эссе посвящена стратегическому подходу. Вначале делается попытка т еоретически определить "сберегательную стратегию", а затем - операционализировать это понятие на эмпирическом уровне. Особое внимание будет уделено проблемам и ограничениям при использовании данного подхода.
Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. С. 82-91.

Коршунова Е.А.
Корпорация и корпоративная солидарность: традиции, подходы, российская действительность
В работе выполнен историко-социологический анализ понятия «корпорация»: исследуется его происхождение, выделяются основные традиции его использования (традиция, идущая от Э.Дюркгейма, и «экономическая» традиция, подразделяющаяся на европейскую и японскую). Предпринимается попытка эмпирического исследования корпоративной солидарности в контексте современной России (case study завода в г. Нижний Новгород). Показывается, что современная российская корпорация сочетает в себе обе названные традиции. Корпорация в представлении индивидов обладает характеристикой целостности, надындивидуальности, выступая для индивидов как ориентир/референтная группа, членами которого они одновременно являются сами.
Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 1. С. 87-110.

Трусова А. И.
Динамика среднего класса в России 1990-х гг.
В основу работы положена посылка о существовании в российском обществе одновременно нескольких "средних классов". Используя три критерия идентификации среднего класса (материальное положение, профессионально-квалификационный фактор и самоидентификацию), автор выделяет "ядро" (социальную группу, обладающую базовыми признаками среднего класса) и "протосредние классы" (носителей одного или нескольких доминантных признаков), переходя затем к анализу их мобильности. Публикуемая часть работы посвящена эмпирическому изучению динамики среднего класса и анализу мобильности выбранных идентификационных критериев. Анализ выполнен на основе данных RLMS 5-8 раундов (1995-1998). Выявлено, что численность "ядра" среднего класса менялась на протяжении рассматриваемого периода не более чем на 10%, в то время как его состав в среднем за год замещался на 62%. Схожая ситуация наблюдается и в отношении "протосредних классов". В итоге опровергается гипотеза о стабильности "ядра" среднего класса.
Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 5. С. 79-111.

Забаев И.В.
Вероисповедание и проблема модернизации (на примере М. Вебера и С. Булгакова)
В работе рассматриваются взгляды М. Вебера, предложившего метод исследования того, каким образом вероисповедание могло повлиять на становление нового типа хозяйства и новой социокультурной системы. Эти взгляды сопоставляются с тем, как данная тема разрабатывалась в тот же период в России. Для этой цели выбраны классические работы С. Булгакова. При сопоставлении этих позиций в качестве "интеллектуального посредника" выступает К. Маркс, с кем в своих трудах полемизировали оба автора. В центре работы находятся предложенные классиками варианты анализа влияния "вероисповедания" на "модернизацию", которая рассматривается преимущественно в контексте рационализации.
Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 4. С. 69-102.

Серикова Т.Л.
Неравенство в заработной плате и личные характеристики работников (анализ экономических и социологических подходов)
В статье рассматриваются преимущества и ограничения экономических подходов к объяснению различий в заработной плате с точки зрения теории человеческого капитала (влияние уровня образования, производственного обучения, профессионального опыта), экономических теорий, касающихся персональных различий между людьми (неравенство способностей и возможностей). Также анализируются альтернативные подходы социологов к решению вопроса о социальном неравенстве и его влиянии на дифференциацию в заработной плате в зависимости от личных характеристик работника. Проводится эмпирический анализ изменений ценностных установок в отношении образования и влияния различий в качестве рабочей силы на распределение заработков в России на основе результатов социологического проекта «Стратегии экономического выживания населения в современной России».
Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 3. С. 44-89.

Новикова Е.Г.
Идеологическая композиция экономических программ КПРФ, “Яблока” и “Единства”
В статье представлены результаты анализа экономических программ политических партий на предмет их идеологической окрашенности. В качестве аналитического инструмента использовалась “идеальная” типология из четырех идеологических систем: Консерватизма, Либерализма, Демократизма и Социализма. С ее помощью анализировались тексты экономических программ КПРФ, “Яблока” и “Единства”. В результате было показано, что на программном уровне идеологии воспроизводятся как “принципиальные” гибриды, оформляясь на основе взаимодействия и переплетения различных “чистых” идеологий. Кроме этого были выявлены характерные приемы, которые позволяют совмещать в рамках одного программного документа принципы соперничающих идеологий, избегая при этом явных противоречий. В заключительной части статьи внимание сосредоточено на различиях в идеологическом и лексическом содержании программ и на способах конструирования идеологем.
Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 94-114.

Синявская О.В.
Основные факторы воспроизводства человеческого капитала
Работа посвящена воспроизводству человеческого капитала в системе формального (школьного) образования. Отправным пунктом исследования стала идея «социальной укорененности» экономического действия, которая позволила расширить список факторов, влияющих на различия в объеме человеческого капитала, за пределы способностей индивида, материального положения его семьи и социально-экономического статуса родителей. Изучение теоретических воззрений и вторичный анализ результатов эмпирических исследований позволил выделить в качестве основных следующие факторы воспроизводства человеческого капитала: - так называемые “ограничители”: тип населенного пункта, в том числе степень его урбанизации, модель образовательной системы ("конкурентная" или "поощрительная”) и финансовые ресурсы семьи; - факторы, определяющие успехи и продолжительность в образовании: социальный капитал семьи и ближайшего окружения (семейной общины, физического соседства, сверстников и друзей); человеческий капитал родителей; финансовый капитал семьи; гендерные и этнические различия; тип школы. Дальнейшее изучение эмпирических источников, но теперь уже российского происхождения, показало, что в основном эти факторы “работают” и в России, хотя сила их влияния может отличаться.
Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 1. С. 43-87.

Добрякова М.С.
Переход от принудительного труда к наемному труду на угледобывающих шахтах г. Воркуты в 1950-60-е гг.: изменение статуса работника. Переплетение социальных и экономических аспектов
В статье рассматривается переход от принудительного труда к наемному труду на угледобывающих шахтах г.Воркуты (1950-1960-е гг.). В качестве теоретических основ анализа использованы концепции социального закрытия и исключения (М.Вебер, Ф.Паркин); статусной кристаллизации/неконсистентности (Г.Ленски); укорененности экономических отношений в социальных структурах (М.Грановеттер). Показывается, как закрытую извне негативно привилегированную группу заключенных сменила открытая позитивно привилегированная группа вольнонаемных. Источники данных - архивные материалы г.Сыктывкара и г.Воркуты.
Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 2. С. 54-72.


Экономические детерминанты протестного поведения населения России
Статья посвящена изучению массового протеста населения России: поиску экономических переменных наиболее сильно связанных с протестной активностью и выявлению конкретных видов взаимосвязей между ними. В работе показано, что массовый протест имеет две совершенно независимые составляющие: с одной стороны, это забастовки на предприятиях, а с другой - публичные акции протеста, в число которых входят митинги, манифестации, пикетирования и голодовки. На протяжении трех лет (1996-98 гг.) довольно четко прослеживается экспоненциальная зависимость числа участников забастовок от темпов прироста задолженности. Что касается публичных акций протеста, то число их участников совершенно не коррелирует ни с одной экономической переменной. Также были выявлены четыре фактора, являющиеся независимыми чертами социального поведения населения: конформное поведение, пассивное недовольство, публичный протест и забастовочный протест.
Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 1. С. 48-66.
                                                     

                                                                               
форум  гостевая форекс эротика разное секс порно работа заработок в интернете

Бесплатный конструктор сайтовuCoz